code_noname (code_noname) wrote,
code_noname
code_noname

Тигр бумажный, арбитражный

Пекин назвал «филькиной грамотой» третейское решение по спорам в Южно-Китайком море

Константин Щепин

Третейский суд в Гааге не нашел оснований для территориальных претензий КНР в Южно-Китайском море. По оглашенному 12 июля решению, Китай не может претендовать на исключительную экономическую зону в районе архипелага Наньша (Спратли). Хотя в Гааге поставили точку в инициированном Филиппинами разбирательстве, вопрос остается открытым. Официальный Пекин прямо заявил: «решение ничтожно и не имеет обязательной силы. КНР не признает и не принимает его». В Поднебесной запущенный Манилой арбитраж назвали «бумажным тигром», а решение по нему – филькиной грамотой.
Китай предвидел, что исход дела обернется не в его пользу, и заранее подготовил ответ. Секунда в секунду с оглашением постановления в Гааге (в 17:00 по Пекину) Минобороны КНР опубликовало заявление: «Решение не повлияет на суверенные права КНР в Южно-Китайском море. Вооруженные силы Китая будут решительно защищать национальный суверенитет, безопасность и морские права и интересы страны... справляться со всеми угрозами и вызовами». В МИД КНР напомнили: позицию Пекина по неприятию незаконного арбитража поддержали более 60 стран, в том числе Россия. Одновременно китайское правительство объявило о введении в эксплуатацию двух новых аэропортов на спорном архипелаге.
Свою позицию официальный Пекин демонстрировал и на деле: всю неделю до оглашения решения по арбитражу в Южно-Китайском море проводились военные учения Народно-Освободительной армии Китая, а в прессу допустили утечку о том, что скоро группировка военно-морских сил КНР в этой акватории пополнится очередной партией новейших китайских эсминцев типа 052D. Речь идет о мощных кораблях водоизмещением около 7 тыс. тонн. Использовавшиеся ранее на кораблях этого класса 100-мм пушки заменены на новые PJ-38 калибром 130 мм. Эсминец несет две усовершенствованные пусковые ракетные установки с 64 противокорабельными, противолодочными и противовоздушными ракетами. На сегодня в Южно-Китайском море уже находятся три корабля этого класса, на судоверфях, по неподтвержденной информации, достраиваются еще семь.
Восстали против решения Гаагского суда и китайские общины за рубежом: в самой Гааге китайские студенты местных юрфаков составили декларацию «Во имя справедливости в Южно-Китайском море», под которой собрали тысячу реалных подписей, а в интернете – еще полтора миллиона электронных. Волна общественного недовольства поднялась и в Пекине: одними из первых комментариев к постановлению третейского суда были высказывания, вроде «Я беру кирпич и иду к посольству Филиппин». Само посольство заблаговременно обратилось к согражданам в КНР с рекомендацией: «ситуацию в Южно-Китайском море на публике и в китайском сегменте всемирной паутины лучше не обсуждать». В китайской столице всерьез заговорили о возможности волны антифилиппинских протестов, подобных тем, что столичные студенты устроили весной 2005 года против имеющей с КНР территориальные споры Японии – тогда было погромлено множество японскких машин и ресторанов, а посольству страны Восходящего солнца вскоре пришлось переехать в более безопасное место.
Всплеск негодования в китайском обществе и политических кругах вполне объясним. И все-же, пекинские стратеги призывают к спокойствию, еще раз напоминая: в вопросах Южно-Китайского моря решение Гаагского суда – не точка, а довольно унылое многоточие.

0734048omd9azofc2ha1fx.png

Несмотря на то, что арбитраж наделал много шума, его влияние на решение существующих проблем будет стремиться к нулю, уверено большинство китайских наблюдателей. В Пекине подчеркивают: наилучшее решение этого вопроса на сегодня – налаживание общей экономической деятельности в спорных акваториях, «замораживание» политических споров и недопущение вмешательства США в локальные проблемы, которые должны быть урегулированы непосредственно вовлеченными в спор сторонами.
История страстей по Южно-Китайскому морю насчитывает не годы, но века. Местные островные территории в разные периоды контролировали испанцы, французы и японцы. Немецкий флот вел здесь активную «исследовательскую деятельность», цели которой выходили далеко за рамки географических изысканий. Пристальное внимание к малопригодным для нормальной жизни островкам и рифам было вызвано геополитическими и экономическими факторами. Южно-Китайское море уже давно является важным судоходным маршрутом. На сегодня через него переваливается половина объема глобальной морской торговли. Именно через эту акваторию осуществляется поставка 80% нефти в Японию, Республику Корея и на Тайвань. В связи с этим китайские СМИ, не стесняясь, отмечают: «С военной точки зрения, тот, кто контролирует острова Южно-Китайского моря, фактически контролирует Малаккский пролив и все пути из Европы, Африки и Западной Азии - в Азию Восточную».
Вопрос усложнился в 60-70 годах прошлого столетия, когда в мире развернулось освоение шельфовых месторождений углеводородного сырья. Страны региона вступили в борьбу за доступ к богатым залежам нефти и газа. По оценкам, на шельфе Южно-Китайского моря залегает до 213 млрд баррелей нефти – это в 10 раз больше всех разведанных запасов США. Здесь же под морским дном обнаружено 25 трлн кубометров природного газа. Эта цифра аналогична запасам Катара – одного из крупнейших мировых поставщиков «голубого топлива».
КНР лидирует по темпам освоения углеводородов на шельфе среди стран южно-китайского бассейна. Именно здесь в сентябре 1990 года был запущен первый в истории Китая шельфовый проект с ежегодным объемом откачки «черного золота» в 1 млн тонн. Речь идет о разработке месторождения Хуэйчжоу. Сегодня в освоении ресурсов Южно-Китайского моря компании КНР активно взаимодействуют с такими гигантами, как «Петробрас» и «Бритиш петролеум». Это не может не вызывать раздражения у стран, оспаривающих суверенитет Китая над частью островных территорий. Именно на 70-е годы, когда стало понятно о том, какие богатства таит местный шельф, пришлась эскалация территориального конфликта, апогеем которой в 1974 году стала «Битва за Сиша» - однодневная морская операция по выдворению вьетнамских ВМС из акватории спорного архипелага Сиша (Парасельские острова). Тогда был потоплен один и повреждено три вьетнамских корабля. Последняя из крупных стычек «спорщиков» произошла в мае 2014 года, когда КНР сдала в эксплуатацию буровую платформу 981 в акватории Сиша. Вьетнам направил в район буровых работ свыше 60 судов с целью остановить осуществление проекта. Лишь за один месяц вьетнамские суда почти полторы тысячи раз выходили на опасное сближение с платформой 981 и обслуживающими ее судами. На сегодня конфликт находится в «тлеющей стадии», в которой большинство провокаций совершаются не военными, а рыболовецкими или грузовыми судами. Впрочем, оборудованы эти суда зачастую далеко не для промысловых нужд. Многие форсированы, имеют на борту арсенал легкого оружия. Такая ситуация побудила Китай на меры по ограничению деятельности «простых рыбаков» из сопредельных стран. С января 2014 года КНР ввела ограничения на рыболовство в спорных территориях Южно-Китайского моря. Всем иностранным судам перед началом рыбного промысла необходимо получить официальное разрешение от китайских властей. Нарушителям грозит полное изъятие улова и оборудования, а также штраф в размере до полумиллиона юаней (более 80 тыс. долларов). Правила действуют в пределах "зоны девяти линий" - очерченной Пекином еще в 1953 году морской территории, которая простирается на два миллиона квадратных километров и находится под суверенитетом КНР. Эти девять линий можно увидеть на любой официальной карте КНР в правом нижнем углу, где в отдельном окне красуется Южно-Китайское море. Именно этот принцип демаркации не признают основные спорщики – Вьетнам и Филиппины – которые настаивают на решении вопроса на основе Международной конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, предполагающей введение исключительных экономических зон на море. И Ханой, и Манила пытаются застолбить богатые нефтегазовыми ресурсами морские территории. У КНР же в ответ имеется целый ворох исторических документов, подтверждающих суверенитет Поднебесной над островами южно-китайского бассейна. Китай начал их активное освоение еще во времена династии Сун в 10-13 веках нашей эры. В 19-м веке китайское присутствие на большинстве островов было неоспоримым фактом. В судоходных справочниках британских ВМС тех времен отмечалось, что «китайские рыбаки находятся практически на каждом острове, промышляют трепангом и устрицами, а некоторые даже там селятся». Центральным документом, которым оперирует КНР, является Каирская декларация 1943 года, подписанная Китаем, США и Великобританией. В документе стороны выступили за то, чтобы «все территории, которая Япония отторгла у Китайцев, были возвращены Китайской республике». Под это определение подпадают архипелаги Сиша (Парасельские острова) и Наньша (Спратли). Более того, сама же Конвенция по морскому праву дает Китаю все основания не обращать внимания на попытки Филиппин решить спор через арбитраж. В статье 298 Конвенции четко обозначено, что «Государство может заявить, что оно не принимает одну или несколько процедур, предусмотренных в отношении споров, связанных с толкованием или применением статей, касающихся делимитации морских границ, или споров, связанных с историческими заливами или правооснованиями». Именно так КНР и поступила, еще в 2006 году объявив о том, что воспользуется своими правами по статье 298. Именно на этом основании Китай не участвует и не признает арбитраж.
Все эти правовые разночтения будет трудно полностью решить в ближайшем будущем. Все участники спора, понимая это, в начале нынешнего века уверенно шли к решению вопроса через развитие экономического сотрудничества и «замораживание» политических споров. В этом направлении наметился ощутимый прогресс: в ноябре 2002 года было подписано соглашение, по которому решение вопроса о статусе спорных островов было отложено до 2052 года. В марте 2005 года нефтяные компании Китая, Вьетнама и Филиппин подписали соглашение о совместной разведке там месторождений углеводородного сырья, подчеркнув, что эти работы "относятся к коммерческому проекту и не имеют отношения к территориальным спорам".
Эти подвижки были сведены на нет вмешательством извне: наводить порядок в Южно-Китайском море затеяли США. Американцы наращивают свое военное присутствие в регионе в целях «обеспечения свободы судоходства» - предлог весьма натянутый, поскольку КНР свободу эту никогда не ограничивала. Сегодня в регионе находятся два авианосца США, с которых к границам Китая постоянно осуществляются «дежурные» вылеты истребителей и самолетов-разведчиков. По данным минобороны КНР, американские самолеты-разведчики ежегодно совершают до 500 полетов вдоль границы территориальных вод Китая, большинство из них – именно в Южно-Китайском море. Супостаты в основном используют машины P-3 Orion, которая следит за передвижением подводных лодок и ведет видеонаблюдение, и  EP-3 Aires, которая способна вести радиоэлектронный перехват на расстоянии до 740 километров. При этом в Вашингтоне сильно обижаются, когда китайские ВВС поднимают истребители для сопровождения незваных гостей подальше от своих пределов. Кстати, вскоре задачи патрулирования границ КНР в Южно-Китайском море начнут выполнять российские Су-35, которые «закроют бреши» в вооружении китайских ВВС. Поставка 24 российских машин стоимостью 2 млрд долларов в Китай начнется в 2017 году. Важнейшим преимуществом Су-35 является большая дальность полета без дозаправки. Благодаря этому Пекин рассчитывает повысить эффективность патрулирования и реагирования на инциденты в Южно-Китайском море.
Истребители поступят как нельзя вовремя, поскольку в Китае ожидают все новых провокаций в спорных островных территориях после решения гаагского арбитража. В Пекине прмо говорят, что за филиппинскими арбитражными инициативами стоят американцы, и считают, что действия США напрямую направлены на стратегическое окружение КНР. Доказательством тому служит недавнее решение Вашингтона разместить в Республике Корея системы ПРО THAAD. Китайский военный обозреватель Ван Сяомэн отмечает, что риторика Вашингтона о необходимости таких действий для сдерживания КНДР – ерунда. Северная корея может расстрелять Сеул из гаубиц, а для удара по всей стране применить ракеты средней и меньшей дальности, что может быть предотвращено уже давно размещенными в РК системами "Пэтриот-3". «THAAD выработана для перехвата ракет дальнего действия на большой высоте, поэтому ее применение для противостояния ударам КНДР можно назвать расточительством», - отмечает эксперт. Он подчеркнул, что и по дальности, и по высоте перехвата THAAD далеко выходит за пределы Корейского полуострова. Ее радары способны просматривать зону в несколько тысяч километров и охватывать большие районы Китая и часть территорий Дальнего Востока РФ. "Все знающие люди понимают, что меч направлен на Китай и Россию", - резюмировал специалист.
Официальный Пекин довольно долго пытался, но в конце концов устал разводить дипломатию вокруг откровенной экспансии Вашингтона в регионе, особенно – попыток влезть в решение проблем Южно-Китайского моря. Китайский представитель Дай Бинго, выступая в американской столице, прямо заявил: Соединенным Штатам не запугать КНР даже если они введут в Южно-Китайское море все свои десять авианосцев, а американские соколы за попытки поиграть мускулами заплатят "неожиданно высокую цену". При этом политик попытался развенчать опасения американских коллег о том, что КНР хочет стать региональным гегемоном и вытеснить США за океан: «Не стоит пытаться предсказывать действия КНР в Южно-Китайском море, основываясь на западных представлениях о дипломатии. Утверждения о том, что в Пекине хотят превратить Южно-Китайское море в «азиатский Карибский бассейн» или установить там свою «доктрину Монро», о том что Китай борется с США за господство в Азии или в мире – беспочвенные выдумки. Для нас вопрос Южно-Китайского моря – это вопрос суверенитета и безопасности, вопрос недопущения дальнейших трагических потерь нашей территории – вот и все. У нас нет ни намерений, ни возможностей втягиваться в стратегическое соперничество с кем бы то ни было. У нас нет амбиций править всей Азией или всем миром».
Вместе с тем, Дай Бинго предупредил: если подобные амбиции есть у США, то в Пекине их не потерпят. Он отметил: «С прошлого года США активизировали нацеленные на Китай операции (в Южно-Китайском море). Риторика отдельных представителей Соединенных Штатов стала откровенно конфронтационной. США не запугать Китай, даже если они отправят в Южно-Китайское море все свои 10 авианосцев. Более того, вмешательство США в вопросы Южно-Китайского моря позволяет отдельным странам региона думать, что Соединенные Штаты на их стороне, и пытаться получить определенные дивиденды от конкуренции крупных держав. Это влечет новые провокации и дестабилизацию ситуации в Южно-Китайском море. США это совершенно ни к чему: они могут быть против своей воли втянуты в серьезную передрягу, за что заплатят неожиданно высокую цену».
Серьезное раздражение Китая по поводу попыток США ввязываться во все региональные конфликты разделяют в Москве. Глава российского дипломатического ведомства Сергей Лавров прямо указал на необходимость «оставить попытки интернационализировать ситуацию (с Южно-Китайским морем) и предоставить её разрешение заинтересованным сторонам». Общее неприятие действий США две соседние державы способны продемонстрировать совместными учениями в Южно-Китайском море: сейчас ведутся переговоры об их проведении в сентябре. Очевидно, что придерживающиеся принципов внеблоковости в международных отношениях РФ и КНР на этот раз устали от игрищ Вашингтона и решили показать ему общий кулак на просторах Южно-Китайского моря. Предстоящие маневры станут хорошей отработкой взаимодействия по «купированию» американской деятельности на региональных аренах.
Subscribe

  • Китай: пресса на сегодня

    - Китай отчитался о росте населения Численность населения Китая достигла 1 млрд 443 млн человек. Об этом свидетельствуют опубликованные 11 мая…

  • Китай: пресса на сегодня (в КНР рабочая суббота)

    - Тибет станет более открытым для туристов Тибетский автономный район КНР станет более открытым для туристов. В нынешнем году «крыша…

  • Китай: пресса на сегодня

    - Китайские производители велосипедов поддержали «коронавирусный позитив» Китайские производители велосипедов по итогам первого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment