code_noname (code_noname) wrote,
code_noname
code_noname

Что сулит России наиглавнейшая из задач китайской дипломатии на 2015 год

Ну, поскольку МИД КНР уже заявил о том, что построение экономического пояса Шелкового пути - наиглавнейшая задача китайской внешней политики на 2015 год,

Новый Шелковый путь: Россия на обочине не останется
@ Международное радио Китая

Таня Полурос

В 2015 году Китай разработает подробный стратегический план создания экономического пояса Шелкового пути – проекта региональной интеграции, который предполагает не только создание нового евразийского транспортного коридора, но и значительное укрепление экономического взаимодействия на просторах крупнейшего континента Земли. О серьезности намерений китайского руководства говорит тот факт, что установка на строительство экономического пояса включена в системоопределяющие политические документы КНР: план социально-экономического развития на 2015 год и доклад о работе правительства. В них отмечается, что экономический пояс Шелкового пути станет одним из главных инструментов дальнейшего развития международного сотрудничества КНР. Министр иностранных дел КНР Ван И подчеркнул, что осуществление этой инициативы станет «фокусом» внешнеполитической деятельности КНР в 2015-м. Уже подтверждено, что этот огромный проект будет включен и в план 13-й пятилетки, который будет принят в 2016-м году.
Уже сейчас, на ранних стадиях разработки проекта, понятно, что Россия не останется на обочине нового Шелкового пути. Еще древний Шелковый путь проходил по просторам нынешней РФ: часть его маршрута пролегала по северному побережью Каспия, а Астрахань являлась одним из его важных перевалочных пунктов. Позже археологи доказали, что не оставалось в стороне и Зауралье. В 1992 году совместная экспедиция китайских, российских и монгольских ученых открыла неизвестный ранее маршрут Великого шелкового пути, который пролегал гораздо севернее традиционных: начинался в Пекине, шел через Монголию и Сибирь.
Вместе с тем, многие современные попытки возродить древний торговый путь исключали Россию. Так, инициированный в 1993 году Европой и США проект ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) участия РФ не предполагал. На этом фоне озвученная в 2013 году инициатива экономического пояса Шелкового пути вызвала настороженность российских наблюдателей, которые посчитали, что новый проект – попытка Китая снизить влияние России в Центральной Азии: было не до конца понятно, какое место займет РФ в поднебесном плане евразийской интеграции. Впрочем, волнения в экспертном сообществе продолжались недолго: в Пекине подчеркнули, что будут только рады видеть Россию в новом проекте. Это было документально закреплено на межгосударственном уровне менее, чем через год после оглашения идеи создания экономического пояса Шелкового пути. В подписанном в мае 2014 года в Шанхае Совместном заявлении РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия отмечается: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию экономического пояса Шелкового пути и высоко оценивает готовность Китайской Стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта экономического пояса Шелкового пути и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе». Этот параграф не только подтвердил включение РФ в географию экономического коридора Шелкового пути, но и положил конец слухам о том, что эта инициатива является прямым конкурентом инициированного Москвой Евразийского экономического союза. Расширение документальной базы российско-китайского взаимодействия на Шелковом пути произойдет уже в 2015 году: будет подписан двусторонний договор об экономическом сотрудничестве в рамках экономического пояса.
Сегодня эксперты говорят, что участие в проекте нового Шелкового пути принесет России такие значительные выгоды, как развитие инфраструктуры, дальнейшая диверсификация направлений поставки энергоносителей и укрепление инвестиционного сотрудничества с КНР. Уже известно, что основной транспортный путь в рамках экономического коридора Шелкового пути будет проходить через Москву и заканчиваться в Роттердаме. Его отправной точкой станет портовый город Ляньюньган на восточном побережье КНР, главными перевалочными пунктами до Москвы будут Ланьчжоу и Урумчи в КНР, а затем - Бишкек, Душанбе, Тегеран и Стамбул: путь протянется через южное побережье Каспия и Черного моря. А вот «пассажирская ветка» нового Шелкового пути пойдет иначе – через всю Россию. КНР уже заявила о намерении построить высокоскоростную железную дорогу, связывающую Пекин с Москвой. Стоимость строительства оценили в 242 миллиарда долларов (1,5 триллиона юаней), сроки осуществления проекта – 8-10 лет. Поездка из Пекина в Москву по новой железной дороге протяженностью 7 тысяч километров займет два дня вместо нынешних шести.
Кроме того, в программу экономического пояса Шелкового пути предложено интегрировать крупные проекты инвестиционного взаимодействия РФ и КНР. Речь, в частности, идет о подписанной в 2009 году программе совместного развития Восточной Сибири, Дальнего Востока РФ и северо-восточных регионов Китая. Сотрудник департамента внешнеэкономических связей МИД КНР Цзинь Шэн отметил: «РФ – неотъемлемый участник стратегии экономического пояса Шелкового пути, в которую можно интегрировать многие российско-китайские проекты, в частности – программу совместного развития приграничных регионов двух стран». Это, кстати, позволит увеличить ее финансирование. Китайские власти подтвердили намерение выделить огромное количество средств на построение экономического коридора Шелкового пути. Так, представитель Всекитайского собрания народных представителей (высшего органа власти КНР) Фу Ин сообщила, что осуществление стратегии во многом будет финансироваться из созданного недавно Азиатского банка инфраструктурных инвестиций с уставным капиталом 50 млрд. долларов и общим объемом средств в 100 млрд., а также из спецфонда Шелкового пути размером в 40 млрд долларов.
Предполагается также создание совершенно новых российско-китайских проектов. Так, в марте северокитайская провинция Шэньси заявила о намерении создать в рамках экономического пояса Шелкового пути зону свободной торговли, ориентированную на РФ. Соответствующая заявка будет подана в Госсовет КНР в нынешнем году, сообщил на мартовской сессии Всекитайского собрания народных представителей депутат от провинции Шэньси Ван Цзюнь. По его словам, в новой ЗСТ будет действовать режимы упрощенного таможенного оформления и возврата импортно-экспортных налогов для товаров из РФ и КНР, осуществляться прямые расчеты в рублях и юанях. "Сердцем" ЗСТ будет российско-китайский технопарк, соглашение о создании которого было подписано в минувшем году на полях 19-й встречи глав правительств РФ и КНР. По словам Ван Цзюня, уже начато строительство первой очереди этого технопарка, ведется целый ряд переговоров китайских компаний с российскими партнерами о создании совместных предприятий и исследовательских центров на территории технопарка.
Совсем недавно стало известно о том, что в стратегию построения экономического пояса Шелкового пути будет включен и «План взаимодействия в нефтегазовой сфере с Россией и странами Центральной Азии», разработанный китайским Центром стратегических исследований в нефтегазовой отрасли. Подробности этого документа пока не раскрыты, однако не нужно быть гадалкой, чтобы сказать, что его суть - в создании регионального «энергетического клуба», который позволить Китаю укрепить национальную энергетическую безопасность, а России и странам Центральной Азии углубить диверсификацию поставок энергоносителей.
Интеграция всех этих проектов в стратегию построения экономического пояса Шелкового пути позволяет с уверенностью говорить, что Россия не останется на обочине возрождаемого КНР древнего торгового маршрута, который сыграл и еще сыграет ключевую роль в интеграционных процессах и развитии Евразии.

39CAB04D0726AD8AC0372A78D6ADF5CD
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments