code_noname (code_noname) wrote,
code_noname
code_noname

Китай: завместо сводки прессы на сегодня

Сегодня завершилась сессия НПКСК, завтра закрывают сессию ВСНП.

5c2aef54-d0f6-4b96-97f8-f2e6503d2756


"Время пахать"
Журнал "Дыхание Китая", 31.03.2014
Таня Полурос
Неофициальным девизом состоявшейся в марте сессии высшего органа государственной и законодательной власти КНР стала поговорка премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна: "Год Лошади – хорошее время пахать". Действительно, поработать пришлось много: члены Всекитайского собрания народных представителей разработали 460 инициатив по решению самых насущных проблем современного Китая. По сложившейся практике, четверть из них будут претворены в жизнь уже в этом году. Из наиболее заметных результатов сессии национальная пресса выделяет определение путей дальнейшего экономического развития, решение усилить борьбу с коррупцией и экологическим кризисом в стране.
Пожертвовать развитием
В зачитанном на открытии сессии докладе премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна наиболее часто употреблялись слова "развитие" (119 раз), "экономика" (81 раз) и "реформа" (77 раз). Это показательно: именно об экономике и том, что ее дальнейший рост можно обеспечить лишь за счет серьезных структурных реформ, говорилось больше всего.
Глава китайского правительства напомнил: в минувшем году темпы роста национального ВВП составили 7,7% - это самый низкий показатель за последние 14 лет. На нынешний год запланирован еще более медленный рост в 7,5%. Ранее Ли Кэцян призывал не паниковать по этому поводу, подчеркивая, что КНР не о чем волноваться до тех пор, пока темп экономического развития находится выше отметки в 7,2%. Наблюдатели, в свою очередь, отмечают, что замедление роста ВВП свидетельствует не о слабости, а, наоборот, о больших возможностях поднебесной экономической машины и государства. "Китайское правительство впервые за многие годы может частично пожертвовать темпами экономического развития во имя решения других насущных проблем", - подчернул профессор Академии развития и стратегического планирования при Народном университете КНР Пэн Чжэньхуай. Он отметил, что прежде всего на снижение показателей роста ВВП повлияют структурная реформа хозяйственной модели, а также срочное решение таких околоэкономических проблем, как загрязнение окружающей среды.
ordcountВ деле развития экономики КНР на ближайшую перспективу ставку решено сделать на два основных направления: дальнейшее укрепление сотрудничества с зарубежными партнерами и поощрение частного сектора внутри страны. Важным шагом по первому направлению станет создание большого количества зон свободной торговли, которые будут главными "терминалами" развития торгово-экономических связей Народной республики с миром. Первая ЗСТ появилась в Китае 29 сентября 2013 года – в Шанхае. На ее базе был создан юаневый офшор, было введено огромное количество преференций для бизнеса. Этот проект, проводившийся в экспериментальном порядке, настолько быстро доказал свою эффективность, что уже в декабре Госсовет принял на рассмотрение документы о создании второй ЗСТ. Новую зону свободной торговли предлагается создать в дельте реки Чжуцзян, в провинции Гуандун. Географически она будет охватывать части городов Гуанчжоу, Шэньчжэнь и Чжухай, имея прямой выход на специальные административные районы КНР Сянган и Аомэнь. Площадь ЗСТ составит порядка тысячи кв. км. В январе китайское правительство сообщило о намерении создать еще 11 зон свободной торговли, одна из которых появится в городе центрального подчинения Тяньцзинь. Местоположение остальных десяти пока не раскрывается, однако известно, что ранее заявки на создание ЗСТ подавали провинции Шаньдун и Ляонин (рассчитаны на Северо-Восточную Азию), Юньнань, Сычуань и Гуанси-Чжуанский автономный район (рассчитаны на ЮВА), а также Чжэцзян и Фуцзянь (рассчитаны на Тайвань). "Китай не ставит ограничений на количество создаваемых ЗСТ", - цитировало агентство Синьхуа анонимного источника в правительстве, давая понять, что в будущем зоны свободной торговли в Поднебесной могут начать расти как грибы после дождя. Это подтвердил в своем выступлении на сессии ВСНП и премьер Госсовета КНР.
Что касается стимулирования экономического роста внутри страны, то важнейшим решением стало  "отпустить гайки" в сфере частного предпринимательства и государственного экономического регулирования. Уже в 2013 году в этом направлении было сделано довольно много. Во-первых, был значительно упрощен процесс регистрации новых фирм: отменены или понижены требования по минимальным размерам стартового капитала для учреждения коммерческих компаний. В результате объем регистрации новых фирм в минувшем году в Поднебесной подскочил аж на 27 процентов.
Важнейшим политическим шагом стало постановление ноябрьского пленума ЦК КПК, который принял принципиальное решение повысить роль рыночных механизмов в развитии китайской экономики. С 1993 года в Народной Республике рынку был присвоен "базовый" статус в ситеме распределения ресурсов, теперь он поднят до "определяющего" (в другом переводе - "решающего").
Если говорить проще, Пекин взял курс на ослабление государственного контроля над экономикой. Главнейшим свидетельством тому стало значительное сокращение списка бизнес-проектов, требующих одобрения Госсовета КНР. В минувшем году он был урезан на 416 пунктов, отменено 348 административных сборов, что позволило бизнесу сэкономить более 150 миллиардов юаней. Глава Госсовета КНР сообщил: в 2014 году этот свод сократится еще на 200 пунктов. Его чистка призвана повысить эффективность работы центрального правительства.
“Вопрос жизни и смерти”
В Китае повышение эффектривности работы исполнительной власти  предполагает не только пересмотр свода ее полномочий, но и значительное сокращение расходов на деятельность правительства, а также борьбу с такими "хроническими болезнями" госаппарата, как формализм, бюрократизм, любовь к роскоши и коррупция. Кампания по искоренению этих зол была объявлена еще в конце 2012 года и получила самую широкую общественную поддержку. По итогам проведенного в 2013 году соцопроса, 46,7% респондентов назвали разворачивание полномасштабной войны с коррупцией и бюрократизмом "важнейшим" из решений официального Пекина; 44,5% всемерно поддержали попытки искоренить формализм, особенно – избавить народ от длинных и бессодержательных официальных речей, которые не вызывали ничего кроме раздражения.
“Великий поход” против недугов чиновничества был изначально развернут по партийной линии на XVIII съезде КПК в декабре 2012-го, однако позже вышел и на правительственный уровень: осенью минувшего года Госсовет КНР одобрил официальные правила по борьбе с сибаритством чиновников. Документ содержит 12 разделов и 65 параграфов. В нем закреплены все предлагавшиеся ранее основные меры: запрещаются нецелевое использование служебного автотранспорта, проведение шикарных приемов за госсчет, необоснованные поездки за границу за бюджетные средства, объявлен мораторий на строительство новых правительственных зданий и т.д. Введение всех этих мер получило название “кампания по сворачиванию красных дорожек". Тех, кто не воспринял всерьез новую политику, наказывали довольно строго - вплоть до снятия с должности. За 2013 год за неисполнение партийных и правительственных требований по “совершенствованию стиля работы” административные взыскания наложены на более чем 30 тыс функционеров. Подкрепленная карательными мерами политика “затягивания поясов” принесла впечатляющие результаты: в минувшем году расходы центрального бюджета на содержание госаппарата сократились на 35%, местных бюджетов - на 26%. Квинтессенцией политики стоицизма властей стала сама сессия ВСНП. Специально для членов высшего органа государственной власти КНР был составлен список из 17 “нет”. В частности, им запретили обмениваться подарками, устраивать торжественные встречи и проводы, пользоваться “гостеприимством” столичных предпринимателей и многое другое. Экономили даже на воде, которую выдавали депутатам: каждому на одно заседание полагалось не более двух бутылок. Сам премьер Госсовета подчеркнул, что не за горами новые меры по борьбе с любовью функционеров красиво пожить за госсчет. В частности, он потребовал от всех правительств на местах выкладывать в открытый доступ полный отчет о бюджетных расходах, чтобы простые налогоплательщики могли видеть, на что конкретно тратятся их деньги.
Кампания по сворачиванию красных дорожек неразрывно связана и с ужесточением антикоррупционной борьбы. Искоренение этого зла председатель КНР Си Цзиньпин назвал “вопросом  жизни и смерти” для правящей в стране Компартии Китая. О масштабах проблемы говорит разразившийся в конце минувшего года крупнейший в истории нового Китая коррупционный скандал:  более 500 законодателей провинции Хунань попались на подкупе. Когда совет народных представителей города Хэнъян выбирал делегатов в провинциальное законодательное собрание, претенденты на вышестоящие посты раздали коллегам за "правильные голоса" взяток на 18 млн долларов.
Чтобы гарантировать, что подобной ситуации больше не повторится, власти затеяли целый ряд общенациональных антикоррупционных проверок. Их второй раунд стартовал в минувшем октябре. Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины отправила ревизоров в агентство Синьхуа, министерства коммерции и земельных ресурсов, народные правительства многих провинций.
По итогам этой и других проверок было возбуждено множество уголовных дел по коррупции. Статистика 2013 года свидетельствует: прокуратура КНР провела расследование в отношении 51,3 тыс лиц, подозреваемых во взяточничестве, нецелевом использовании госсредств и злоупотреблении должностными полномочиями. В том числе возбуждено 2581 дело, по каждому из которых суммы взяток и хищений превышали 1 миллион юаней. Суды КНР вынесли приговоры по 29 тыс уголовных дел, связанных с коррупцией. Наказание понесли 31 тыс человек.
На достигнутом китайское государство не остановится. Перспективы борьбы с казнокрадством и мздоимством в красках описал лично председатель КНР. Глава государства подчеркнул, что в сфере борьбы с коррупцией будет следовать принципу "отрубить укушенную змеей руку, чтобы не допустить отравления всего организма". Он сравнил казнокрадство и мздоимство с "тяжелой наркотической зависимостью", избавиться от которой будет не так-то просто, поэтому война с коррупцией не ограничится 2013 и 2014 годами, а будет затяжной, резюмировал он.
  Война за воздух
Коррупция стала не единственным смертельным врагом китайского государства. На открытии сессии ВСНП премьер Госсовета КНР Ли Кэцян сообщил, что правительство “объявляет войну загрязнению окружающей среды”.
КНР признала наличие экологических проблем и начала работать над их решением еще при предыдущем – четвертом – поколении руководителей. Необходимость найти баланс между развитием экономики и сохранением окружающей среды была закреплена в "руководящей линии" председателя Ху Цзиньтао по построению гармоничного общества. Однако жителей китайских городов природоохранные вопросы беспокоили мало, поскольку большинство муниципалитетов "экспортировали" свои экологические проблемы в менее густонаселенные регионы: выводили туда грязные промышленные производства, вывозили горы мусора, сливали загрязненные воды.
Ситуация в корне изменилась с 2013 года, когда просторы Поднебесной исчерпали возможность абсорбировать постоянно растущее количество производимых китайской экономикой загрязняющих веществ. В начале минувшего года во многих городах КНР установился небывалый смог, от которого большинство муниципалитетов не могут избавиться до сих пор. По официальной статистике, в минувшем году состояние атмосферы соответствовало национальным стандартам лишь в трех из 74 крупнейших городов Поднебесной. В наступившем 2014-м году поставлен новый рекорд загрязнения атмосферы: в конце февраля – начале марта ядовитое облако промышленных эмиссий провисело в течение полутора недель над территорией в 1,8 млн кв. км. Нормы ВОЗ предполагают, что содержание микрочастиц диаметром менее 2,5 микрон (РМ 2,5) в воздухе допустимо на уровне 25 миллиграмм на кубометр. В то же время, концентрация аэрозолей промышленного происхождения в воздухе многих китайских городов доходила до 300 и даже 600 мг/куб. м.
Стало невозможно закрывать глаза на наносимый смогом экономический и гуманитарный ущерб. По поступающей статистике, в 2012 году только в Пекине от спровоцированных смогом болезней скончались 2589 человек, экономический ущерб составил порядка двух миллиардов юаней. В городе центрального подчинения Тяньцзинь число смертей достигло 1,2 тыс, а в провинции Хэбэй этот печальный счет вышел на отметку в 6,7 тыс человек. От постоянного смога пострадали многие отрасли экономики. В частности, из-за неблагоприятной экологической ситуации объем зарубежного турпотока в Пекин в минувшем году рухнул на 10%. Смог создал серьезные проблемы на транспорте: из-за пониженной видимости неоднократно останавливалась работа аэропортов, несколько раз приходилось закрывать республиканские скоростные шоссе.
smogПотери туроператоров и перевозчиков покажутся мелочью по сравнению с более долгосрочным влиянием, которое загрязнение воздуха оказывает на экономику и общество. Одна из спровоцированных смогом проблем – поднимающаяся волна "экологической эмиграции", на которой пределы Поднебесной покидают составляющие хребет национальной экономики представители среднего класса: люди бегут, потеряв всякую надежду на скорое улучшение состояния окружающей среды в КНР. Представитель одного из агентств, занимающихся оформлением эмиграционных документов, заявил, что в марте за неделю сильного смога число их клиентов выросло на 300%. По его словам, 80% подающих документы на выезд в другие страны отмечают неблагоприятную экологическую ситуацию в Китае как одну из основных причин. По не самым оптимистичным прогнозам, феномен экологической эмиграции будет наблюдаться в Народной Республике в ближайшие пять-десять дет. Костяк экоэмигрантов будут составлять представители среднего класса, в основном - семейные пары в возрасте от 30 до 40 лет, которые не хотят, чтобы их дети дышали грязным воздухом.
Власти КНР прекрасно видят, что население страны начало "голосовать ногами" против смога, и предпринимают срочные меры по борьбе с этим злом. В ходе сессии ВСНП законодатели объявили, что уже в нынешнем году внесут поправки в национальное природоохранное законодательство: более четко пропишут обязанности правительств на местах и ответственность предприятий. Скорее всего, поправки будут разрабатываться на основе опыта Пекина, который уже ввел в действие с 1 марта муниципальный закон об охране окружающей среды. Если в предыдущих документах были закреплены только меры по "предотвращению роста" эмиссии вредных веществ в воздух, то теперь говорится о ее "сокращении". Кроме того, досконально прописаны меры наказания для предприятий-загрязнителей: они будут облагаться штрафом до 500 тыс юаней за отказ приостановить производство во время сильного смога. При каждом повторном нарушении сумма штрафа будет удваиваться, а его максимальный потолок намеренно не установлен. Фактически, власти получили возможность при помощи штрафов обанкротить любой, даже самый сверхприбыльный бизнес, который наносит ощутимый вред экологии.
Впрочем, финансово ответственным за загрязнение окружающей среды в КНР становится не только бизнес, но и правительства на местах. Первый подобный прецедент датируется декабрем 2013-го, когда на администрации восьми городов провинции Ляонин наложили штраф за то, что они не выполнили национальный план по сокращению эмиссии вредных соединений в атмосферу. Размер штрафа составил 9 миллионов долларов.
Законодательное закрепление финансовой ответственности государства и бизнеса за причинение ущерба экологии позволит усилить и народный контроль за природоохранной деятельностью. Граждане смогут подавать в суд на нарушителей законов, в том числе – на само государство. Пионером в этом начинании стал житель города Шицзячжуан провинции Хэбэй по имени Ли Гуйсинь. Он требует от провинциального природоохранного управления компенсации в размере 10 тыс юаней (1,6 тыс долларов) за ущерб и расходы, связанные со смогом. Истец утверждает, что в связи с недостаточными мерами властей по очистке воздуха ему пришлось изрядно раскошелиться на респираторы и установку воздушных фильтров дома. Кроме того, Ли утверждает, что смог подорвал его здоровье: истец громко кашляет с декабря 2013 года. Тяжбе пока хода не дают, однако после внесения поправок в национальное природоохранное законодательство Ли вполне сможет рассчитывать на удовлетворение иска.
Власти КНР будут бить по экологическим проблемам не только законом, но и финансами. За последние три года Китай на две трети увеличил природоохранный бюджет. Если в 2011 году на борьбу с загрязнением окружающей среды было выделено 602 миллиарда юаней, то в 2013-м - уже триллион. Всего за двенадцатую пятилетку (2011-2015) на эти цели будет направлено 5 трлн юаней. В плане 13-й пятилетки, который примут в 2015 году, будут заложены еще большие суммы. Что касается борьбы с загрязнением воздуха, то проблема стала настолько насущной, что ее решение пришлось выносить за рамки пятилетнего плана и оформлять отдельным документом, который приняли в сентябре 2013-го. На борьбу со смогом с 2013-го по 2017-й выделено 1,7 трлн юаней - это без малого 300 млрд долларов. Из этих средств 36,7 проц будет направлено на сокращение эмиссии вредных веществ с промышленных предприятий, 28,2 проц - на развитие низкоуглеродной энергетики. В результате к 2017 году планируется как минимум на 10 проц сократить содержание вредных веществ в воздухе крупных городов по сравнению с показателями 2012-го.
Комментируя наиболее заметные решения сессии ВСНП, многие журналисты сетовали на то, что ничего нового на нынешнем заседании высшего органа государственной власти сказано не было, что все из перечисленных решений уже были озвучены на предыдущем съезде Компартии Китая и последововших пленумах ЦК. Однако как бы тесно структуры государства и КПК не были переплетены в китайских реалиях - партийные постановления остаются партийными постановлениями. Под решения КПК необходимо подвести законодательную базу – и именно в этом состояла основная задача прошедшей сессии ВСНП. Кроме того, по итогам прений более четко обрисованы основные положения плана 13-й пятилетки – основного документа о национальном экономическом развитии КНР, который будет принят в следующем марте. Наконец, значимым результатом сессии стало то, что власти подтвердили свой курс на все более открытый диалог с народом: они все откровеннее говорят о существующих проблемах и "готовят пашню" под все новые и новые меры для их решения. "Время пахать", - любит повторять китайский премьер.

IMG_1191237
Subscribe

  • Китай: пресса на сегодня

    - «Я не понял»: экс-глава центробанка КНР призвал конкретизировать план сокращения эмиссий Экс-глава Народного банка Китая…

  • Китай: пресса на сегодня

    - КНР повысит долю энергии солнца и ветра в национальном энергопотреблении Китай к 2025 году намерен до 16,5% довести долю энергии солнца и ветра в…

  • Китай поставил рекорд квартального роста ВВП: 18,3%

    Темпы роста ВВП Китая в первом квартале составили 18,3% в годовом исчислении. Это абсолютный рекорд с 1993 года, когда Госстатуправление КНР начало…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments