И если еще лет семь назад можно было ездить в 798-й раз в месяц, открывая для себя что-то новое, то теперь с перерывом в год без особого азарта заезжая туда, видишь все то же. Только с маленькими изменениями: тут новое граффити появилось на заборе, там древнюю скульптуру рыбы перекрасили в новый цвет, сям инсталляцию передвинули на пять метров вправо.
Кстати про инсталляции. Их стало больше. Современного китайского художника хлебом не корми - дай инсталляцию сделать. Заходит зритель в огромное освещенное помещение, а там в углу тумбочка стоит перевернутая. А под тумбочкой - телевизор перевернутый, по которому транслируется выступление какого-нить политика. Но изображение на экране перевернуто, поэтому на перевернутом телевизоре оно выглядит не перевернутым, а вполне так неперевернутым. Видимо, зритель от такого нестандартного творческого подхода должен охуеть и задуматься о том, что все в этом мире относительно...
А в соседнем огромном темном зале настолько темно, что большинство посетителей инсталляции туда не идут, потому что думают, что помещение закрыто на техобслуживание и ничегошеньки там нет. Впрочем, редкий зритель, грешным делом задержавшись у входа в темное-темное помещение понимает, что там тоже есть инсталляция: раз в 20 минут во мраке включается прожектор, который бъет в глаза китайской тетке. Китайская тетка начинает щуриться и закрывает глаза ладошкой. Действо продолжается минут пять, потом прожектор вновь гаснет. Тут я вообще теряюсь в догадках о том, что хотел сказать создатель инсталляции. Видимо она должна пробудить дремлющее в человеке врожденное чувство того, что если долго сидеть в темном помещении и получать пучком света в глаз раз в 20 минут, то весьма скоро эта ситуация вселенски заебет.
А еще среди китайских художников нарождаются новые передвижники. Они, значит, живописуют простую жизнь трудового народа, а также униженных и оскорбленных. Апогеем творчества этих новоявленцев стала картина "Бурлаки на Бунде" (название мое). Творец изображает представителей офисного плангтона и золотой молодежи, тянущих лямку по знаменитой шанхайской набережной. Вся экспозиция - как на картине Репина. Вот так товарищи, и тут у матушки-России китайцы технологию спиздили!
Грусть-тоска привела меня в местный бар, где я так обожрался пиццей и оппился кофем, что меня стало вполне так ощутимо тошнить. Думал воспользоваться этим фактом и, наблевав какую-нибудь инсталляцию, войти в историю китайского авангарда. Но передумал и решил просто поехать домой и напиться активированного угля.